Школьные реформы
Виталий Галущак - Социальные статьи

 

Помните, с какой гордостью раньше говорили об отечественном образовании? Бесплатное образование в школах для советских детей было к тому же еще и весьма качественным, ведь в школу очень часто шли работать талантливые педагоги, так как профессия учителя была, как это ни странно звучит в наше время, престижной. Дети в школу ходили в первую очередь учиться и только потом общаться с друзьями и развлекаться. Однако время идет, и ситуация со школьным образованием в России вызывает все больше тревог и волнений. Большинство детей перестало саморазвиваться, для них существует только мобильный телефон и интернет, а уроки по любому предмету воспринимаются, как каторжные работы. Как изменить эту ситуацию? Необходимо какое-то качественное изменение, и изменения в школьной системе образования происходят, но в лучшую ли сторону эти изменения? У многих по этому поводу есть большие сомнения…
Какие же были предложены реформы в школе за последние годы и что уже реализовано? Главным изменением стало введение Единого государственного экзамена. Теперь все одиннадцатиклассники должны выбрать несколько предметов, по которым будут сдавать ЕГЭ и именно результаты этих экзаменов станут поводом для поступления или не поступления в высшее учебное заведение. Идея единого экзамена взята по примеру западных систем образования, то есть в принципе не нова и проверена временем, однако, сколько лет она существует, столько же лет и учителя, и ученики не в восторге от нее. ЕГЭ воспринимается, как нечто ужасающее,  зачастую не соответствующее тем стандартам образования, которые есть в конкретной школе. Учитель обществознания одной из томских школ рассказывает: «Предмет обществознание – весьма свободен в трактовке преподавания. Конечно, есть определенная программа, которой надо придерживаться, но общая картина у каждого учителя в каждой школе разная. Однако тесты ЕГЭ для всех детей одинаковые. Для интереса, я сам прошел такой тест и смог набрать баллов на четверку, если оценивать по пятибалльной шкале. Были такие вопросы, где, на мой взгляд, подходили пара вариантов ответа, я выбирал не те ответы, которые были правильными, согласно мнению составителей теста. Я знаю, что подобные пробы своих сил проводили и другие учителя, причем у многих результаты были не выше моего, при этом эти преподаватели очень хорошо знают свои предметы. Что же говорить о детях? Каково им сдавать ЕГЭ?». У ЕГЭ были противники даже до его ввода в школьную систему образования. Учителя находили множество «против» и очень мало «за».  Кто-то говорил, что в России слишком много причин, препятствующих единому тесту, начиная с элементарной коррупции, попыток подкупа тех людей, которые будут зашифровывать эти тесты, – заканчивая разницей в часовых поясах, при которой любой человек, живущий в другом часовом поясе, может позвонить во Владивосток или Хабаровск и узнать, что там решали. Тем не менее, ЕГЭ существует уже почти десять лет и, похоже, что постепенно и учителя, ученики смирились с таким положением дел. Но есть и обратная сторона ЕГЭ – теперь медаль за отличную учебу в школе не имеет какого-то весомого значения при поступлении в вуз. Учитывая то, что «производство» медалистов в свое время стало чуть ли не конвейерным, отмена привилегий для обладателей медалей – правильное решение. Хотя само количество медалистов осталось не менее важно для школы, ведь чем больше медалей получили ученики, тем выше считается уровень образования в школе и тем больше вероятность получить дополнительное финансирование.
Когда речь только заходила о реформе школьной системы образования, чиновники предлагали еще одно очень весомое глобальное изменение – переход на двенадцатилетнее обучение в школе. Такая реформа была встречена в штыки практически всеми. Учитель одной из Новосибирских школ говорит: «Трудно понять, зачем вообще нужно переходить на двенадцатилетнее образование. Непонятна даже задача, которую преследуют люди, предложившие это. Помните, ввели одиннадцатилетку? Мы до сих пор на нее переходим. Введут двенадцатилетку – мы на нее лет двадцать будем переходить. Зачем? Чтобы юношу из школы сразу отправить в армию, а девочку сразу выдать замуж? Чтобы школа их оберегала до этого переходного момента? Школе это не под силу! У нее на это просто нет денег». Действительно, попытки таким кардинальным образом реформировать систему образования могут закончиться плачевно. В первую очередь надо думать о том, что дети в школе должны получать качественное образование, а устоявшуюся систему образования реформировать надо в последнюю очередь. Но государственные чиновники, видимо, вознамерились разрушить образовательный комплекс в угоду западным стандартам, в то время как на Западе начинают перенимать наши образовательные схемы, модели. Таким способом через «реформирование» чиновники пытаются отбросить назад ту систему, в которой сами получили хорошее образование. Нужно ли что-то реформировать в школе именно сегодня? Над этим следует хорошенько задуматься. Долгое время российское образование работает на высоком уровне – и вдруг все это предлагается разломать!
Теперь мы подобрались к главному – качество образования и качество знаний современных учеников школы. Логично, что уровень знаний учеников напрямую зависит от преподавателей. А с преподавателями в школе беда. Система оплаты труда педагогов весьма сложная, она формируется засчет оклада по разряду, количеству проведенных занятий, классному руководству, количеству обучаемых детей, успеваемости учеников, проведение вне учебных мероприятий и еще по нескольким другим пунктам. Реформаторы системы образования ввели систему поощрений учителей в школах, что на их взгляд должно стать стимулом для более плодотворной работы педагогов. Вроде бы, столько всего перечислено и учителям грех жаловаться на свою зарплату, а на самом деле в Томске молодой специалист, первый год работающий в школе, получает зарплату не больше 10 тысяч рублей, даже если он очень активен, ведет много занятий, является классным руководителем, и его труд поощряется премиями из того самого «фонда поощрений». Если же молодой педагог просто преподает свой предмет без всяких дополнительных обязанностей, то его зарплата становится совсем маленькой. Кстати говоря, выдача поощрительных премий – это дело директора школы, и здесь тоже есть нюансы, ведь зачастую  директор поощряет своих давних коллег по работе, а не только что пришедших новичков. Вот и получается, что учителем выгодно быть уже лет после 35, а то и 40, когда у тебя уже и стаж большой, и разряд хороший и многое другое присутствует. Поэтому сейчас в школах все меньше преподавателей-мужчин и все больше преподавателей-женщин, причем молодые девушки идут работать в школу в большинстве случаев, когда никакой другой работы найти не могут. Без притока свежей крови качество образования расти не может, оно даже на своем уровне оставаться не может и все больше понижается. Реформаторам же на это наплевать, они продолжают реформировать. Например, с 10 класса введено профильное образование. С недавнего времени старшеклассники специализируются по четырем направлениям: естественно-математическому, социально-экономическому, гуманитарному и технологическому. Идея в целом хорошая, но, думаю, не надо рассказывать о том, насколько трудно ребенку сделать выбор в 9 классе, по какому профилю он хотел бы учиться. Да и что там греха таить, профильное образование подразумевает специально подготовленных к нему учителей, которых в большинстве случаев нет. Педагог получает подготовку по предмету, который будет вести, но как адаптировать этот предмет в школе, когда ситуация так стремительно и резко меняется? Теперь обучение профильное и подразумевается более углубленное изучение тех или иных предметов. Для этого уже и самому преподавателю необходимо поучиться, но далеко не каждый будет это делать.
Проблема падения качества школьного образования в России появилась не так давно, и мы не одиноки в этом вопросе. В США, например, больше половины жителей скептически относятся к школьному образованию. Поэтому там очень многие дети либо учатся в платных школах, либо занимаются по разным предметам с репетиторами. У нас в стране такая тенденция тоже прослеживается. Неужели реформа для того и была задумана, чтобы из нормального бесплатного образования для всех детей сделать хорошее платное для тех, кто может заплатить? Думается, если бы все вернули назад, расстроились бы единицы, но чиновникам всегда виднее…