Телевидение «зомбирует» людей
Виталий Галущак - Социальные статьи
07.09.2011 12:49

 

Средства массовой информации с каждым годом все больше захватывают мир. Трудно представить, чтобы в наше время человек оказался в информационном вакууме, это может случиться только в связи с проживанием в какой-то «глубинке», но таких мест становится все меньше и меньше. Несомненно, сейчас наибольшую аудиторию имеет телевидение, и оно во многом формирует общественное мнение, взгляды людей на жизнь, что далеко не всегда бывает хорошо. Часто приходится слышать фразу «телевидение зомбирует» и доля правды в этих словах присутствует.


Многие слышали про так называемый «25 кадр», а некоторые даже умудрялись замечать его. Один из таких внимательных зрителей рассказывает: «На одном из центральных телеканалов в научно-популярном фильме ВВС, во время слов диктора за кадром: «желтый плюс черный, эта цветовая гамма настолько успешна, что ее часто копируют. Желтый бросается в глаза среди множества других цветов" - на фоне видеоряда черных и желтых полос расцветки живых объектов (преимущественно различных насекомых) скрытый 25-й кадр с рекламой Билайн!! Это простой коммерческий рекламный «беспредел», или эксперимент по воздействию на массовое сознание - перед тем, как использовать технологию в политических целях?».


В чем особенность 25 кадра? Дело в том, что человеческое зрение воспринимает движение при смене картинок как непрерывное, если картинки меняются 24 штуки в секунду и более. Это стало известно, как только стали снимать кино на лентопротяжные механизмы. С момента изобретения кинематографа и до сих пор фильмы снимают на пленку, протягиваемую пред объективом. И, чтобы потом воспроизвести ее, ее и воспроизводят, протягивая со скоростью 24кадра в секунду, как и снимали. Если снимать/воспроизводить со скорость 25, 60, 1000 или любое другое большее число кадров в секунду, то человек, все равно будет видеть картинку как при 24 кадрах в секунду. Поэтому в кадры, после 24-ого и можно поставить любую дополнительную информацию, которую глаз не заметит, а мозг воспримет. Но говорить о том, что это восприятие настолько сильное, что человека можно «зомбировать», было бы не правильно. В интервью для сайта «РБК daily» ведущий научный сотрудник НИИ психологии РАН Александр Лебедев рассказывает: «При серьезном изучении эффект «25-го кадра» оказался не таким уж значительным. Некое влияние кадр производит, но оно сравнимо разве что с подсказкой или напоминанием. Человек, конечно, лучше запоминает рекламируемый товар или ту информацию, что закладывается в его подсознание. Это как прилипчивая песенка, вертящаяся на языке. Ее запоминаешь, но ни о каком подавлении воли и зомбировании речи не идет».


Вообще ходит много споров по поводу эффекта «25 кадра», но, учитывая то, что происходит сейчас на телевидении, проблема «25 кадра» - далеко не самая острая. Больше волнует содержание программ, выходящих в эфир. Если в момент зарождения телевидения его основной функцией было сообщать людям о происходящем в мире, то сейчас телевидение в первую очередь должно развлекать зрителей. И в своем стремлении угодить большинству зрителей, повысить рейтинги, телевизионщики идут на всё! В людях культивируется стремление заработать деньги «из воздуха», поэтому весьма популярны всевозможные телевизионные лотереи. Но лотерея – это самое безобидное, что может быть. Среди молодежи большой популярностью пользуются программы, в которых участники проходят различные испытания зачастую опасные для здоровья. Говоря о зомбировании телевидением, на ум сразу же приходит телепроект «Дом - 2». Вроде бы изначальная цель данного реалити – шоу была благородная – помочь молодым людям найти свою любовь. Но проект стал настолько популярным, что на нем стали зарабатываться хорошие деньги. Люди платят за то, чтобы их любимого участника не удалили с проекта, платят за то, чтобы самим попасть в «Дом - 2». Ни для кого не секрет, что участники «Дома - 2» получают неплохую зарплату и его слоган «построй свою любовь» здесь приобрел новый смысл «построй свою любовь к деньгам».


Реалити-шоу. Привязывающие людей к телеэкрану – тоже не самый страшный вариант, не все «подсаживаются» на них. Куда страшнее передачи с показом фактов откровенного насилия, с вскрытием человеческих пороков, и таких передач становится все больше и больше. «Скандалы, интриги, расследования» - один из слоганов подобной программы, которая культивирует в людях желание покопаться в «грязном белье», поощряет людей в их желании насладиться слабостью и беззащитностью других. В США было проведено исследование, которое показало, что Насилие в телевизионных программах увеличилось на 100% с 1980 года. В самое удобное для зрителей телевизионное время в течение одного часа показывается до 14 сцен насилия и жестокости. Западные медики считают, что теленасилие является причиной 15-20% актов насилия, совершающихся в реальной жизни. Особенно подвержены телевизионной агрессии дети и подростки, поскольку, по данным Американской медицинской ассоциации, за годы, проведенные в школе, среднестатистический ребенок видит по "ящику" 8 тысяч убийств и 100 тысяч актов насилия. Как результат каждые 24 минуты в Америке совершается убийство. Каждые 10 секунд - кража со взломом. Каждые 7 минут - изнасилование! Вероятность стать жертвой преступления в Америке гораздо больше, чем вероятность попасть в аварию. За свою жизнь риск быть убитым для каждого американца - 1 к 133, убийства среди подростков увеличились на 232% с 1950 года. При тех темпах, которыми распространяется насилие на российских телеканалах,подобная статистика скоро может быть и в нашей стране.


В завершении хочется сказать о засилии юмористических передач на российском ТВ. Казалось бы, юмор – это хорошо. В свое время была создана такая хорошая передача, как КВН, в которой молодежь соревновалась в искусстве смешить людей. Со временем формат КВНа менялся, но он в целом оставался доброй и позитивной программой. Несколько лет назад группа инициативных «бывших квнщиков» создала «камеди клаб», ставший безумно популярным среди молодежи и не только. Людей привлекло то, что в данной передаче юмор куда более черный, пошлый и агрессивный. Участники проекта «камеди клаб» решили сыграть на низменных чертах человеческой натуры и явно не прогадали. Конечно, каждый решает сам. Что ему смотреть, но когда, например, маленький ребенок в маршрутном автобусе цитирует шутки из «Камеди», в которых не только пошлость ,но и нецензурная лексика… это вызывает не самые приятные эмоции. Взрослых уже тяжело исправить и пусть они смотрят, что хотят, но ведь и дети могут это увидеть!! «Камеди клаб»  - это лишь самый яркий пример подобных программ, с каждым годом их становится все больше и больше, что не может не беспокоить.


Вернемся к главной проблеме, о которой мы ведем сегодня речь – зомбирует ли нас телевидение. Конечно «зомбирует», но нет ли здесь и нашей вины?