Утро следующего дня было похожим на предыдущее… но отличие чувствовалось. У меня началось появляться какое-то волнение. А как вы хотели? Думаете так просто пойти и рассказывать про то, в чем сам не совсем разбираешься, да еще и не детям каким-нибудь, а взрослым мужикам… Я волновался, другие парни, которым тоже предстояло вести занятия, волновались не меньше меня. После завтрака мы остались в казарме, чтобы еще раз повторить материал. Сейчас я представляю, как тяжело любому начинающему преподавателю! Точнее не любому, а тому, кто ответственно подходит к своей работе. Ведь надо быть уверенным, что ты сможешь ответить на любой вопрос по теме…а если не сможешь ответить, то надо уметь “выкрутиться”. Да, тяжела доля начинающего преподавателя. Но что поделаешь? Лучше уж вести занятия, чем вкалывать в автопарке. Хотя, для многих работа в автопарке намного лучше, так как там все просто и понятно. - Макс, готов к проведению занятий? - Пока не знаю, на самом занятии видно будет. - Это точно… а вы парни, готовы? - Все нормально, Виталя, донесем знания до народа. - Мне нравится твоя уверенность, Алексей. - Мне она тоже нравится. Мы посмеялись и направились в сторону палаточного городка, там нам надо было найти или подполковника Данилко, или Маминова, которые должны нам сказать, кого мы будем сегодня учить. Если вы не знаете, то я вам могу поведать одну тайну. Надеюсь, это останется между нами? В общем, в армии два человека – это уже строй! Я вам серьезно говорю! Если есть два человека, то они должны передвигаться только строем. Поэтому мы пошли в следующем походном порядке: впереди я и сзади четверо парней в две шеренги или в две колонны, тут уже кому как нравится… Дошли до палаточного городка и не узнаем его. Буквально за пару дней он стал еще намного больше, чем был. Появились всякие разные постройки, оборудование для полевой кухни, народа стало очень много. В основном, все сидят в “курилках” и болтают. Мы пошли к той палатке, где по идее должен был быть кто-то из наших командиров. Нам повезло, Маминов как раз стоял возле палатки. Увидев нас, подполковник махнул нам рукой, вроде как “идите сюда!”…Что это с ним? Мы и так к нему направлялись. Ну да ладно, наша бравая пятерка подошла к Маминову, и я доложил: - Товарищ подполковник, прибыли для проведения учебных занятий! - Молодец, Волощук, ходите строем, докладываешь по форме. Я это все фиксирую. О чем он сейчас говорит? Вы понимаете? Что-то я не улавливаю смысла… - В общем, вон там за полевой кухней оборудовано пять учебных классов. Вы просто идете и ждете, когда к вам придут. А я сейчас пойду, обговорю все нюансы с местным начальством. Постойте, неужели Маминов пьян? Точно! А я все не могу понять, чего это он такой эмоциональный и расхлябанный. Стоит, рубашка на выпуск, без своей обычной фуражки, глаза “шальные”… Да уж, надеюсь, с ним все в порядке? В общем, лучше идти и делать то, что нам Маминов сказал, а то вдруг в его пьяный мозг что-нибудь нехорошее ударит. Мы пошли искать эти самые учебные классы, а Маминов решил все-таки заправиться… для начала. Знаете, как выглядит полевой учебный класс? В землю вбиты чурки, к ним сверху прибиты доски и так несколько рядов. Естественно, для преподавателя места не отведено, точнее оно не обозначено…ничего, как-нибудь разберемся. Стоим, ждем, когда же к нам придут наши ученики, а они все не идут. - Ромка, проверь меня, поспрашивай что-нибудь по РПК. - Да ну, Виталя, не хочу я ничего сейчас спрашивать, курить хочется… - А мне вот курить не хочется. - Так ты же не куришь. - Да, не курю и тебе не советую. - Кажется, идут… Я посмотрел в ту сторону, куда смотрел Рома. От палаточного городка в нашу сторону направлялся достаточно внушительный отряд “партизан”. Ну всё, теперь отступать уже точно поздно… - Ладно, парни, всем удачи, давайте расходится по местам. Каждый встал на своем месте, ожидая учеников. Я был посерединке, вот и ко мне пришли мои не юные ученики. Их командир командует: - Взвод, на месте стой! Раз-два. Занять места. Все расселись, а командир “партизан” обратился ко мне: - Третий взвод на занятия прибыл! Мне было весьма неловко, все-таки многие из тех, кто сейчас сидел в “классе”, мне в отцы годились ну или были значительно старше меня. Но ничего, надо как-то начинать и я выдал фразу, которая повеселила всех, включая меня: - Я рад, присаживайтесь. Дружный хохот, я тоже улыбнулся. - Пожалуй, приступим. Не думаю, что вам очень интересно знать моё имя и фамилию, звания у меня тоже пока нет, поэтому сразу начнем с названия темы сегодняшнего занятия. Итак, сегодня я вам расскажу о радиоприборном комплексе зенитно -артиллеристского комплекса С – 60. - Извините, командир… - Что такое? - Вы не могли бы громче говорить, вас не очень хорошо слышно. - Хорошо, постараюсь говорить громче. Так вот… Ну а дальше все пошло как по маслу: “партизаны” внимательно слушали меня, иногда задавая вопросы, вели себя они заинтересованно… в общем, у нас получился хороший диалог. Все мои опасения по поводу того, что мне будет тяжело вести занятие, не оправдались. А знаете, почему? Я вам скажу. Дело в том, что ученики- дети или ученики- подростки – это намного хуже, чем ученики-взрослые. Дети и подростки, как минимум, не уважают чужой труд и могут вести себя на занятиях, как им вздумается. К тому же, молодежь часто делает из учителей своих врагов. А взрослые понимают, что учитель просто делает свою работу. А в нашем случае, они понимают еще и то, что мы не профессионалы, что нас надо поддержать, по крайней мере, поначалу. Провел я свое занятие за тридцать минут, ответил на все вопросы и отпустил взвод. К этому времени уже освободился Леха Тяпкин. - Ну что, Алексей, как ваше первое занятие? - Мне понравилось, оказывается, я действительно неплохо знаю материал. Легко было рассказывать. - Да, рассказывать было легко, особенно для такой аудитории. Все слушали, задавали вопросы по теме. У нас бы так на военной кафедре все учились. - Такого никогда не будет, слишком уж сейчас все запущено в плане учебы, просто сейчас мы вели занятия у людей старой “закалки”, которые привыкли к тому, что если ты учишься, значит учишься. - Я тебя умоляю, ты действительно считаешь, что раньше люди относились к учебе ответственней, чем сейчас? - Да, я так думаю. Ты сам посмотри, как у нас сейчас все учатся. Все технические науки заказывают решать на стороне за деньги. Да и не только технические. Всякие рефераты по истории, рецензии на книги и всё другое тоже заказывают. Сейчас процентов двадцать учится за счет своих мозгов, а остальные за счет кошельков родителей. - А ты думаешь, что раньше такого не было? Хотя, наверное, все-таки не в таких масштабах было. Вообще, вся эта наша современная система образования вызывает улыбку. Часто люди, которые вообще ничего не знают и не понимают в предмете, получают “отлично” автоматически, только потому, что не пропустили ни одного занятия. А человека, который действительно в предмете разбирается, “валят” на экзамене из-за того, что он такой нехороший пропустил несколько занятий, значит, оболтус и лентяй. А то, что он пропустил урок, чтобы деньги на жизнь заработать… это как-то преподавателем не учитывается. - Это ты вспомнил о своих трудностях на учебе? - Ага. - Я так и подумал, такую тираду мне выдал. Смотри, Андрей тоже освободился уже. В нашу сторону направлялся Андрей Шатурин, который только что закончил вести урок. Андрюха был неплохим парнем, умный, спортсмен, но было в нем что-то такое… женственное. Мы даже какое-то время думали, что он нетрадиционной ориентации. Но, вроде бы, наши опасения не подтвердились. Хотя, кто его знает? - Как оно, Андрюха? - Нормально, они меня все пытались подколоть, но я не дал повода. - А мои ученики даже подшучивать не пытались надо мной. - Тебе повезло. Макс своим вообще залечивает про двигатель “Урала”, на котором базируется РПК. - Ну так Макс у нас заядлый автомобилист, рассказывает о том, что его самого больше всего интересует. - Да, мы это не смогли бы рассказать. Хотя от нас такого и не требуют. Мы постояли, подождали Ромку Горшкова и Максима Косулина. Они освободились через несколько минут. Что нам теперь делать? Маминов не говорил, когда нам надо будет вести следующий урок. Может быть, уже сейчас придет новая партия учеников? В общем, посидим, подождем. Мы ведь никуда не торопимся. Прошло минут двадцать и к нам пришли еще люди учиться. Второе занятие было уже не так волнительно вести… Потом мы все вместе пошли искать Маминова, у нас скоро должен быть обед, так что надо узнать, во сколько после обеда нам надо подходить сюда. Маминова нигде не было, мы спросили у дневального, тот сказал, что наш бравый подполковник уже ушел в столовую. Хорошо, мы тоже туда пойдем.
|