Первая компьютерная игра
Виталий Галущак - Статьи разной тематики
18.11.2013 00:23

В наше время компьютерными играми никого не удивишь. Они весьма популярны среди людей и порой ими увлекаются целые семьи. Все современные игры обладают отличной графикой и требуют немалых мощностей от компьютеров. Но главное - это идея, что доказала самая первая компьютерная игра, созданная в далеком 1962 году.

 

Конец 1950-х годов и все 1960-е годы проходили во всем мире под знаком «космического» соперничества между США и СССР. Советский Союз отправил первого человека в космос. О легендарном полете Юрия Гагарина помнят во всем мире. Ну а американцы в то же время запускали один за другим спутники на орбиту и строили свои планы по космической программе, реализованные в 1969 году в виде полета и высадки людей на Луну. Не буду вдаваться в подробности этих гонок в космосе, об этом напишу в следующий раз, а клоню я к тому, что первой компьютерной игрой стала Spacewar, в которой, по сюжету, сражаются между собой корабли из космоса. Разве мог быть какой-то другой сюжет в то время?

 

Эта игра представляла собой очень простую по современным меркам программу, но для тех времен она была чем-то выдающимся. В Spacewar две ракеты летали на экране монитора компьютера и стреляли друг в друга. Причем компьютер для игрушки по тем временам требовался очень мощный, не хуже, чем новый в 1962 году PDP-1 с энергозависимой памятью объемом лишь 9 килобайт и процессором, выполнявшим 100 000 операций в секунду. Чтобы было понятно, отмечу, средний современный компьютер выполняет более 2 миллиардов операций в секунду. Чувствуете разницу?

 

Как вы понимаете, программа игрушки Spacewar является очень простой для нашего с вами современника. Но не стоит забывать, что в 1960-е годы программирование было вообще чем-то очень редким и незнакомым для подавляющего большинства людей. Поэтому даже над созданием столь простой игры работали в течение нескольких месяцев сразу несколько сотрудников технологического института Массачусетса. Правда, делали они это после своей основной работы по вечерам. Но у современных программистов на создание подобной игры при таком же «вечернем» режиме работы ушло бы максимум несколько дней.

 

В качестве модели звездного неба для игры Spacewar использовалась реальная звездная карта над Кембриджем, которую спроектировали на катодный дисплей круглой формы. Соперники в этой игре могли управлять своими кораблями с помощью джойстиков или клавиатуры, передвигая их по экрану и стреляя. Причем в игре были предусмотрены ограничения в виде количества топлива и запаса боекомплекта. И от выстрелов соперника можно было уворачиваться, делая оборот вокруг звезды на карте с помощью ее гравитации либо совершая «гиперпрыжок» из одного места на карте в другое. Причем ракета после такого прыжка появлялась в случайном месте, а не в каком-то конкретном.

 

Как видите, в игре было немало разных возможностей, что и предопределило ее успех. Особенно, когда рядом вообще не было конкурентов. Но эта самая первая версия компьютерной игры была создана группой энтузиастов, просто любивших космос и все, что с ним связано. То есть разработчики первого варианта Spacewar не пытались заработать на своем детище деньги.

 

А вот в 1971 году уже появилась первая коммерческая версия Spacewar. Ее название немного изменили – на Computer Space. И это была уже первая коммерческая компьютерная игра в жанре аркада. Однако на базе прародительницы всех игр также была создана и другая версия - Galaxy Gam, которая не позволила Computer Space стать успешным коммерческим проектом, забрав всю славу и признание себе. Ну а сейчас в мире существует огромное число разнообразных компьютерных игр на космические и на многие другие темы. И рынок видеоигр в последние годы приносит его «игрокам» даже больше денег, чем киноиндустрия прокатчикам фильмов!