О рыбалке
Рыбалка снастями ультралайт
Виталий Галущак - О рыбалке

В конце августа этого года в Томской области установилась необычайно жаркая погода. Температура за 30 градусов днем и много яркого солнца так и звали меня поехать куда-нибудь на рыбалку на все выходные, а тут еще один хороший знакомый предложил попробовать снасти ультралайт для ловли хищника. Он в какой-то телевизионной программе посмотрел, как на такие снасти таскают хищников с завидной регулярностью и тоже загорелся этой идеей. Для того чтобы мне тоже захотелось на рыбалку со снастями ультралайт, Владимир (так зовут моего товарища) показал один из просмотренных им фильмов про ловлю щук на малых речках. Видео меня впечатлило, поэтому не долго думая, мы вместе отправились в магазин и приобрели спиннинги с тестом от 3 до 8 грамм, соответствующие катушки, блесны и вертушки (преимущественно 1-ки и 2-ки), а также поводки различной величины и плетеную леску малого диаметра. В общем, закупились по полной! Вова пошел еще дальше, он даже изготовил для ултралайт-спиннинга специальный тубус, в котором его можно безбоязненно переносить. Он предлагал и мне такой же сделать, но я ограничился старым чехлом для рыболовных снастей, который меня никогда не подводил.

Первый и очень важный этап был завершен, после чего мы задумались над тем, куда бы нам лучше поехать. В нынешнем году летняя рыбалка сама по себе была не очень уловистой, не зависимо от места ловли, но нам хотелось все-таки хоть что-нибудь поймать. Продумывая наиболее удобные маршруты, мы выбирали из нескольких маленьких речек: Ломовая, Березовая, Тугояковка и Нефедовка. Все эти реки мне предлагал посетить Владимир, которому про них в свою очередь рассказывал какой-то очень опытный рыбак. Но я не хотел рисковать ехать рыбачить на такие совсем уж маленькие речки, как Ломовая, Нефедовка и Березова, поэтому было решено поехать на Тугояковку. Она, конечно, тоже не очень большая, но покрупнее тех трех. Отметив для себя на карте предполагаемое место рыбалки между поселками Батурино и Вершинино, которое находилось между мелкими лесочками и полями, мы со своими ультралайт-снастями отправились в том направлении в пятницу вечером. Но на месте выяснилось, что найти хорошее пристанище для рыболова здесь не так уж и просто. Свернув с трассы на проселочную дорогу, мы ехали по правому берегу в сторону устья реки Тугояковка. Вроде бы, в некоторых местах были неплохие участки для стоянки, но там не было нормальных подходов к реке для рыбалки на спиннинг. Наконец, на одной из излучин реки мы нашли и подходящее место для стоянки, и хорошие подходы к реке, но тут из кустов вышел мужичок, порядком заросший щетиной, и посоветовал езжать дальше, сказав, что место занято. Все понятно, местные жители тут очень даже неплохо ловят рыбу, только на сети, а не на спиннинги, как мы хотели. Живут они тоже на берегу реки, даже специальные шалаши строят, чтобы не в палатке и не так заметно было. Нам пришлось поехать дальше вдоль реки и останавливаться в более менее подходящих, на первый взгляд, местах, но мы долго не могли найти ничего действительно хорошего. Мы даже спустились до самого устья реки и посмотрели, что там происходит. А там совсем ловить нечего было, так как речка в этом месте представляла собой ручей несколько метров шириной, а глубина его так и вообще была по колено. К тому же, вокруг было много отдыхающих, крики и смех. В очень хорошей погоде есть и свои недостатки…

Пока мы ехали к устью, решили нигде не останавливаться, чтобы не терять время, а пара мест было, где по крайней мере лагерь можно будет разбить. Мы вернулись обратно к одному из этих мест и начали обустраиваться на нем. Нам повезло, здесь и подход к реке был более менее нормальный, и народа вокруг было не так много. Владимиру в рыбалке всегда больше нравился сам процесс отдыха, то есть обустройство лагеря, костер и т.д., поэтому я сразу же пошел ловить мелочь на червя на поплавочку, чтобы на уху точно что-нибудь натаскать, а он стал устанавливать палатку и другими подобными делами заниматься. Конечно, я попробовал что-то половить и на спиннинг, но щука этим вечером брать не хотела, а вот на червя охотно шли и ельцы, и окушки. Наловив пару десятков мелкой рыбы, я решил, что пора и помочь Владимиру с хозяйственными делами, тем более что он уже варил суп из привезенных с собой продуктов, отложив приготовление ухи на завтрашний день. За ужином мы рассуждали на тему возможного улова завтра утром и сошлись во мнении, что щучек по 5-6 будет уже хорошим результатом. Если поймаем меньше – неудача, поймаем больше – везение.

Наступило раннее утро, солнце еще не поднялось надо горизонтом, а я и Вова уже ходим со спиннингом и делаем забросы. В течение двух часов пробовались разные блесны и, как и ожидалось, стандартная вертушка стала «призовой»: я поймал 3 щучки весом по 700-800 грамм, а Владимир поймал одну на 1,2 кг и вторую примерно грамм на 700, как и мои экземпляры. Ну что же, наш план удался на половину, но хоть так! Конечно, нельзя не сказать о том кайфе, который испытываешь рыбача на ултралайт-спиннинг. С такой снастью борьба даже с небольшой щучкой, чуть больше полукилограмма весом становится очень даже привлекательной, так как ты чувствуешь рыбу, все ее попытки рывков и реально с ней борешься!

После двух часов активной рыбалки мы взялись за приготовление завтрака, и минут через 40 в наших тарелках дымилась свежеприготовленная уха из щуки, ельцов и окушков. Уха получилась добрая, в этом году такую удавалось организовать редко, в связи с не очень охотным клевом рыбы. После завтрака мы постарались развить свой успех в ловле щук, но на этот раз удалось поймать всего по одной особи все тех же 700 грамм веса. Прям какой-то тугояковский стандарт получается! Устав делать спиннинговые забросы, мы решили немного половить мелочь на поплавочку, но здесь нас вообще ждало разочарование, так как клева просто напросто не было. Поймать двух ельцов за час на поплавочку – далеко не предел наших мечтаний.

Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе. Эта поговорка очень популярна среди моих друзей-рыболовов, которые подразумевают, что когда нет клева в одном месте, можно поискать его в другом. В итоге, мы решили поехать в проверенное место на Томь, в район села Ярского. Здесь рыбаков, конечно, было заметно больше: несколько человек рыбачили с берега, и на воде было две резиновых лодки. Спросив у одного из мужичков о клеве, мы получили не очень утешительный ответ:

- Вообще ничего не берет, все уже перепробовал.

-А вчера вечером клев был?

- Да, вчера немного клевало.

Мужичок попался немногословный, но это его право, а мы решили все-таки распаковаться и попытать счастье в этом живописном месте. В течение часа мы попытались ловить на разные приманки, но безрезультатно, а потом вокруг стали все больше появляться различные отдыхающие, решившие закрыть сезон пикников в этом году, пока погода хорошая. В таких условиях о какой-то рыбалке речи идти уже не могло. Как тут ловить рыбу, когда вокруг громкая музыка. Но мы тоже решили днем просто отдохнуть и покупаться, а вечером, когда большинство отдыхающих разъедутся, вновь порыбачить. Днем, кстати, клев на поплавочку был неплохим, ельчиков и ершиков наловили прилично, поставим на ночь закидушки!

К восьми вечера, когда уже стемнело, на берегу осталось всего три машины, включая нашу. Мы расставили закидушки с нарезкой из ершей и живцами, а также парочку на сазана (хотя надежды поймать его в это время практически никакой, но вдруг лещ хороший попадется?). Поклевки мы ждали долго, до глубокой ночи, но так никто и не подошел из крупных рыб. Что же, видимо, свою рыбу мы наловили субботним утром.

В воскресенье мы уже не стали вставать еще до рассвета, а проснулись с первыми лучами солнца. Проведя еще пару часов в активном поиске рыба, мы так и не поймали ни одного трофея. Так и прошла в этом году летняя рыбалка не очень успешно. Но, как говорится, год на год не приходится. Тем более, что осенняя рыбалка у меня в этом году началась как никогда успешно, но об этом будет рассказано в следующий раз.